Систематизируем информацию следующим образом:
- проблема текста, который дан для анализа (например: "проблема толерантности в современной России")
- наш тезис
- литературное (или кино-) произведение по теме
- аргументация
I. Проблема исторической памяти. Почему важно учить и знать историю? Почему нужно помнить события прошлого?
Тезис: необходимо помнить, потому что, потеряв прошлое, человечество потеряет и будущее.
1). Рэй Брэдбери "451 градус по Фаренгейту".
В этой антиутопии повествуется о мире, в котором нет места книгам. Пожарные не тушат пожары, а сжигают последние оставшиеся экземпляры книг. Люди имеют очень поверхностное представление обо всем, в том числе - о прошлом человечества. Но кто не знает истории, тот обречен на многократные ошибки! Мир, в который погружает нас Брэдбери, выглядит пугающе. Люди равнодушны друг к другу и к жизни вообще. Совершается множество самоубийств. В конце концов, начинается страшная война. Город, в котором жил главный герой, уничтожается за секунды. Брэдбери предупреждает нас: отказавшись от изучения прошлого, человек лишает себя будущего.
2). Чингиз Айтматов "Буранный полустанок" (сказание о манкуртах).
В своей повести "Буранный полустанок" Айтматов приводит легенду о манкуртах - совершенных рабах. Мы узнаем, что людей насильно, посредством жестокой процедуры, лишали памяти. Многие не могли пережить экзекуцию. Но те, кто выживал, становились идеальными рабами. Люди, не помнящие прошлого, нетребовательны и покорны. Из них можно вить любые веревки. Их можно превратить в убийц. Что и происходит с одним из манкуртов - по приказу хозяина он убивает собственную мать. Если человечество забудет историю, мы все превратимся в легко управляемых манкуртов, рабов, убийц. Допустить этого ни в коем случае нельзя!
II. Проблема обманчивости внешности. Различие внешнего и внутреннего содержания
Тезисы: нельзя придавать внешности решающего значения. Не стоит оценивать людей только по внешнему виду, потому что это чревато ошибками. За внешней красотой может скрываться уродство души, и наоборот. Отвернувшись от человека из-за его внешнего вида, мы можем лишить себя потенциального друга - преданного, доброго, верного.
1). Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
В сказке "Маленький принц" автор рассказывает о турецком астрономе, заметившем новый астероид. На Международном астрономическом конгрессе ученый поведал об этом открытии своим коллегам, но ему никто не поверил. И все потому, что он был одет в традиционные турецкие одеяния.
Через 11 лет тот же астроном явился на конгресс в европейской одежде и снова доложил о своем открытии. На этот раз ему поверили.
Если бы до этого турецкий султан не приказал своим подданным носить европейские одежды, мир так и не узнал бы об астероиде. Потому что астронома в турецком костюме не принимали всерьез.
Так и в жизни: мы можем многое потерять, если будем оценивать людей только по их внешнему виду и в соответствии с этим решать - верить ему или не верить, доверять или не доверять, общаться или игнорировать.
2). Николай Заболоцкий "Некрасивая девочка"
В стихотворении "Некрасивая девочка" Заболоцкий описывает живого, веселого, непосредственного ребенка. И хотя девочка не отличается красотой, поэт любуется ею. В конце он задается риторическим вопросом:
"...что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?".
Каждый сам решает для себя, что для него важнее в друзьях и в любимом человеке: красивая оболочка или превосходные душевные качества. Чтобы избежать разочарований, нужно знать, что красивый сосуд может быть пуст, а некрасивый - полон.
3). "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда
Главный герой романа потрясающе красив и даже спустя многие годы невероятно свеж и молод. Но внешность его обманчива. Истинное лицо Дориана запечатлено на портрете. Все мерзости и подлости, совершенные героем в жизни, отпечатались на его нарисованном облике. Со временем юный красавец на портрете превратился в отвратительного, ужасного старика.
Портрет Грея - это символическая "душа" или "совесть" индивида. Только заглянув туда, можно увидеть, что представляет собой человек на самом деле. Поэтому не стоит оценивать людей исключительно по внешнему виду - нужно смотреть глубже.
III. Проблема разрушительного влияния денег. Проблема губительной власти денег. Проблема алчности и жадности
Тезисы: алчность, жадность, маниакальное стремление к наживе - все это может оказать губительное воздействие на характер человека и его психологическое состояние. Страсть к деньгам способна погубить талант, лишить человека радости жизни, привести его на самое дно.
1). Оноре де Бальзак "Гобсек"
Ростовщик Гобсек очень богат, но вряд ли он может служить примером для подражания. Жизнь этого богача ужасна: его место обитания - убогонькая комната; из близких людей - никого. Его жизнь лишена чувств, эмоций, интересов. Только страсть к наживе, а вокруг - полная пустота. Разве к такому стоит стремиться? Разве так должно жить человеку?
Деньги с собой в могилу не заберешь. Гобсеку перед смертью, по сути, некому передать свое состояние. Тогда ради чего он так жаждал богатства? Ответа нет. Страсть к деньгам бессмысленна, если она становится главной целью в жизни.
2). Н. Гоголь "Портрет"
Главный герой повести - некогда талантливый художник Чартков. Талант, как известно, нужно развивать и пестовать. Чартков же выбрал другой путь, попав под разрушительное влияние загадочного портрета. В раме случайно купленного портрета художник нашел крупную сумму денег, которая спасла его от нищеты. Деньги позволили Чарткову красиво одеться, переехать в дорогую квартиру и дать рекламу своих услуг как портретиста. Появились заказчики, у которых были определенные требования: портрет, написанный за деньги, не должен был изображать их такими, какие он есть. Стремясь заработать, Чартков стал приукрашивать реальность. Рисуя однотипные портреты на заказ, он постепенно растерял свой талант, растратив даже те способности, какие у него были. Спустя годы богатый Чартков увидел работы своего бывшего приятеля, который тоже нищенствовал в молодости, но продолжал учиться и развивать свои таланты. Чартков понял, что сделал неправильный выбор. Он осознал, что талант куда важнее денег. Но... было поздно. Черная зависть к таланту в результате свела его в могилу.
Из-за стремления к наживе Чартков сначала лишился таланта, потом радости бытия, а затем и самой жизни.
IV. Проблема жадности: аргументы
Тезисы: жадность губит как самого человека, так и тех, кто находится рядом. Жадность, как раковая опухоль, способна разрастаться до неимоверных размеров, делая невыносимой жизнь больного и его близких. Жадность мешает человеку адекватно оценивать ситуацию, подталкивая к азарту и риску. В результате скупой может заплатить даже не вдвое, как гласит пословица, а на несколько порядков больше. В конце концов, из-за неуемной жадности человек может лишиться всего. Таких примеров и в истории, и в литературе немало.
1). А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
История жадной старухи известна всем. Сначала она хотела только самого необходимого, но аппетиты стали расти "во время еды". В результате из-за своей неуемной жадности и алчности старуха снова оказалась у разбитого корыта.
V. Проблема отношения к природе
Тезисы: природу можно воспринимать не как храм, а как мастерскую (Базаров "Отцы и дети"). Но не стоит забывать, что это, ко всему прочему, наш дом. Устроив мастерскую в собственном доме, необходимо соблюдать технику безопасности, если не хочешь лишиться крова.
Наша планета - это наш дом. Мы должны его беречь и ради себя, и ради наших потомков, и во имя человечества в целом. Авторы литературных произведений и кинофильмов все чаще напоминают нам об этом.
1). В. Распутин "Прощание с Матёрой"
"Прощание с Матёрой" - это драма о взаимоотношениях Человека и Земли, Человека и Природы. Остров-деревню "Матёра" планируется затопить в связи со строительством ГЭС. Местные старики противятся этому. Их совсем не радует такое вмешательство в природу. Старикам предлагают лучшие условия на новом месте, но эта перспектива их, в отличие от молодежи, не привлекает.
Старожилы не желают покидать Матёру, ведь здесь их корни. Они связаны с этой землей, поэтому не воспринимают Матёру как просто территорию или мастерскую. Матёра - это их дом, и другого не будет. Но молодежь придерживается иного мнения.
Если человек - нигде не хозяин, а всего лишь временщик, то и заботиться об окружающей среде он не стремится. А без бережного отношения к природе катастрофа неизбежна.
VI. Проблема зависти
Тезисы: легкая или так называемая "белая" зависть способна подстегивать и мотивировать. Но если зависть овладевает душой и мыслями человека, не дает ему покоя, заставляет злиться и ненавидеть - она становится губителем. Такая зависть разлучает друзей и родных. Убивает талант. Лишает сил для достижения собственных успехов. Но это не самое страшное. Черная зависть губит душу, превращая человека в злодея. Литература демонстрирует нам множество примеров этого. Необходимо помнить о коварстве зависти и не позволять ей взять верх над собой. Научиться радоваться за других, мечтать и верить в лучшее - значит победить зависть.
1). Русская народная сказка "Морозко"
Мачеха завидовала падчерице: сначала красоте, потом подаркам от Морозко. Отправила мачеха свою родную дочь в лес, но та не выдержала испытаний Морозко и умерла от холода. От зависти мачеха потеряла голову - будь она в трезвом уме, не посылала бы на верную смерть ни падчерицу, ни родную дочь. Зависть лишает разума, толкает на безрассудные поступки.
2). Библейская притча о Каине и Авеле
Каин и Авель - родные братья, дети Адама и Евы. Однажды они совершили жертвоприношение Богу: скотовод Авель принес дар от стада своего, а земледелец Каин пожертвовал плодами земли. Бог принял приношение Авеля, а дар Каина - нет.
Опечалился Каин и крепко позавидовал брату. Позавидовав, замыслил недоброе - напал на Авеля и убил его. Знал Каин, что совершил зло, и не признался в этом Богу. Однако Бог все видит. Проклял он Каина, сделав его изгнанником и скитальцем.
Еще до убийства Бог предостерег Каина, сказав, что если грех влечет его, нужно господствовать над ним. Но Каин не смог или не захотел совладать с завистью.
3). Н. В. Гоголь "Портрет"
Герой повести художник Чартков, вместо того чтобы развивать свой талант, предпочел жить в достатке. Спустя многие годы, став зажиточным человеком, он наткнулся на работы своего давнего знакомого, который все это время оттачивал мастерство, а не гнался за быстрыми деньгами.
Чартков позавидовал таланту коллеги. Да так, что не смог нормально жить. Он скупал произведения талантливых художников и уничтожал их. Но это не принесло ему облегчения. Зависть и сожаления довели его до безумия. Чартков сошел с ума и умер. Зависть убила его.
Чтобы привнести свой вклад в искусство, Чартков мог стать меценатом. Мог открыть школу или галерею для молодых художников. Вместо этого он истратил все свое состояние на то, чтобы уничтожить плоды чужого таланта. А в результате уничтожил себя.
VII. Подвиг, героизм
Тезисы. В зависимости от анализируемого текста:
1. Лучше рискнуть и проявить храбрость, чем потом всю жизнь жалеть о своей трусости.
2. Герои, совершивший подвиг во имя людей, проживают короткую, но яркую жизнь. Они никогда не покидают нас, ведь память о них передается из поколения в поколение.
1). Е. И. Носов "Живое пламя"
Автор снимал комнату в доме тети Оли. Она никогда не сажала маки, считая их бесполезными: цветение их красиво, но скоротечно. Только распустились - и уже опадают. Когда тетя Оля сажала цветы, автор незаметно подбросил семена маков. Расцветшие маки полыхали огнем - они были так прекрасны! Тетя Оля, глядя на опавшие цветы, вспомнила своего сына, летчика Алексея. Совсем молодым он погиб на войне, остановив фашистский бомбардировщик ценой своей жизни. Пусть жизнь его была коротка, но зато прожита в полную силу! Как маки! Мать героя это осознала, приняла, и с тех пор маки стали ее любимыми цветами.
Продолжение следует...
Использовал аргументы 2-ой темы. Спасибо Вам большое!
ОтветитьУдалитьИспользовала аргумент 4-ой темы.Спасибо Вам большое!Очень помог!😘
ОтветитьУдалитьПобольше бы таких постов)
ОтветитьУдалитьСпасибо)
Спасибо использовал аргументы 2-й темы
ОтветитьУдалить